Городской семинар по теме "Проектная деятельность как инструмент реализации ФГОС НОО и ООО"

 

 

   5 февраля 2019 г. в соответствии с планом работы МБУ ДПО ЦРО г. Челябинска  и планом работы МАОУ "СОШ №152 г. Челябинска" (директор Баранова Л.В.) состоялся городской семинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Проектная деятельность как инструмент реализации ФГОС НОО и ООО". В работе семинара приняли участие 64 педагога из 17 образовательных учреждений: МАОУ "Лицей № 35 г. Челябинска",  МАОУ "СОШ № 147 г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 75 г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 71 г. Челябинска", МБОУ "НОШ № 95  г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 105 г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 51 г. Челябинска", МБОУ "Гимназия № 48 г. Челябинска", МАОУ "СОШ № 124 г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 146 г. Челябинска", МАОУ "СОШ № 98 г. Челябинска", МБОУ "СОШ № 53 г. Челябинска", МБОУ "С(К)ОШ № 11 г. Челябинска", МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска". Семинар прошел на высоком организационном и содержательном уровне, имел практическую направленность и явился эффективной формой обобщения и распространения опыта работы педагогов.

Открыла семинар директор школы Баранова Лариса Владимировна с небольшим сообщением об истории открытия школы и работой школы в рамках экспериментальной площадки по апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

   В первой части семинара был представлен небольшой доклад заместителя директора по учебной  работе Топуновой Валентины Григорьевны, высшей квалификационной категории, по теме «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС в образовательной среде МАОУ "СОШ № 152 г. Челябинска". В докладе отражена работа коллектива школы по созданию ООП ООО и условий ее реализации для достижения качественных  результатов. Проектная деятельность обучающихся - это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по разработке индивидуального проекта, предполагающий определение представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, реализации, оформления и публичной защиты личностно значимого и социально актуального проекта, включая рефлексию процесса и результатов деятельности. 

 

   Включение проектной деятельности  в практику работы школы является средством повышения эффективности овладения учащимися метапредметными образовательными результатами в рамках урочной  и внеурочной деятельности. В  школе разработана Программа развития универсальных учебных действий, в которой четко прописаны цели и задачи проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Она является частью основной образовательной программы начального  общего образования (1-4 классы) на 2016 - 2019 учебные годы и основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2014 - 2019 учебные годы (содержательный раздел ООП ООО и НОО). В  выступлении была представлена структура работы школы по реализации проектной деятельности и применяемые формы с родителями, обучающимися и педагогами. Кроме этого, была представлена статистическая информация по общешкольной конференции "Мой проект" и по РИКО в 7-ых классах.

 

   Второе выступление представила Ишмаметьева Екатерина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, высшей квалификационной категории,  по теме "Реализация проектной деятельности в рамках  внеурочной деятельности МАОУ "СОШ № 152 г. Челябинска»"", в котором была предложена участникам семинара программа "Основы проектной деятельности". Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

 

   Конкретным элементом реализации проектной деятельности внеурочки  стало то, что учитель русского языка и литературы Гордеева Елена Раилевна, первой квалификационной категории,  вместе со своими пятиклассниками (в количестве 7 человек) представила выполненные проекты. Обучающиеся рассказали, что их заинтересовало в проектах русского языка, как они работали и что получили. Гостям были предложены продукты проектной деятельности: словари, картотека. Работа над проектами вовнеурочной деятельности способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка, а также направлены на достижение личностных результатов.  Участники семинара получили заряд позитивного настроения на долгое время.

 

   Представление педагогического опыта по работе над проектом в 1-м классе "Наш друг светофор" было презентовано Евстифеевой Натальей Александровной, заместителем директора по начальным классам, высшей квалификационной категории. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В   выступлении педагога рассматривалась пошагово работа над проектом. Целью проекта было, то, что обучающиеся первого класса должны выяснить, почему же светофор наш друг.

 

Шаг 1.

Сбор информации – деловая игра «Как найти нужную информацию в библиотеке»;

Шаг 2.

Творческая рубрика – изготовление поделок, рисунки, сочинение стихов;

Шаг 3.

Практический тренинг – занятие на школьном учебном перекрёстке;

Шаг 4.

Презентация информации (свободная форма);

Шаг 5.

Пропаганда знаний (волонтёрство) – изготовление памяток для детей ДОУ;

Шаг 6.

Участие в городском конкурсе правил дорожного движения;

Шаг 7.

Участие в фестивале сказок инсценировка произведения С.Михалкова  «Бездельник светофор»;

Шаг 8.

 

   Актуальный продукт составление схемы-маршрута от дома до школы и от школы до дома.

   В результате работы над проектом учащиеся получили навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия.

 

   Следующим выступающим стала ученица 8 класса Земцова А. с проектом "Если бы я был экскурсоводом" под руководством учителя истории и обществознания Сергеевой Марины Геннадьевны, высшей квалификационной категории. Девочка представила гостям виртуальную экскурсию по местам города Челябинска, связанным с Великой Отечественной войной. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. 

 

   Память о грозных днях, о ратных подвигах наших соотечественников на полях сражений и в тылу отражена в литературных произведениях, кинофильмах, изобразительном творчестве. Особую группу составляют памятники монументального искусства, которые украшают улицы, парки, скверы и бульвары Челябинска.

 

   05.05.2015 Челябинску присвоено звание "Города трудовой доблести и славы". В годы Великой Отечественной войны в Челябинске на базе местных заводов и еще двух сотен эвакуированных предприятий создавались гиганты индустрии. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. А танк Т-34, выпускаемый на ЧТЗ, был основной боевой машиной Советской армии на фронте. Всего за годы войны Танкоградом было произведено более 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. На заводе имени Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – всем известных "Катюш". К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолете была южноуральская сталь.

 

   "Вечный огонь" – памятник Челябинска, у которого всегда лежат живые цветы. Чугунная чаша с Вечным огнем как бы охраняют покой павших в боях за свободу и независимость Родины. Он был зажжен 9 мая 1965 г. в честь 20-летия победы в память о челябинцах, которые не вернулись с Отечественной войны. Вокруг огня установлены гранитные плиты с именами 250 южноуральцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров Онные рдена Красного Знамени.

Во время войны многие челябинские здания были переданы под госпитали. Врачи вылечили больше 150 тысяч раненых, те, кого не удалось спасти, покоятся на Лесном кладбище. Именно здесь через тридцать лет после Победы, возвели монумент. Мало кто знает, что этот монумент называется "Память", хотя челябинцы привыкли к названию "Скорбящие матери". 

Продуктом проекта стал брошюра - путеводитель "Памятники, посвященные Великой Отечественной Войне" , которую выдали всем гостям семинара.

 

  С развитием технологий каждый раз появляются новые гаджеты, которые непонятны обычным пользователям. Несмотря на свою уникальность и коммерческий интерес, 3D-принтеры не стали исключением. Пронченко Андрей Федорович, учитель технологии представил выступление по теме "Создание моделей и изделий на 3D-принтере". В отличие от обычных принтеров, 3D-аналоги создают объемные изображения с помощью компьютерных моделей. Они слой за слоем печатают объект. Пластмассовые игрушки, украшения для интерьера или небольшие подарочные сувениры можно с легкостью напечатать на 3D-принтере. В нашей школе имеются три таких 3D-принтеры. На уроках технологии и во время внеуроченой деятельности педагог совместно с детьми изготовил модели тыкв на Хэллоуин, брелочки для ключей на учебные кабинеты, модели танков.

 

   Файзрахманова Ольга Алексеевна, учитель географии, высшей квалификационной категории, представила участникам семинара выступление по теме "Проектная деятельность учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности", в котором рассказала, что метод проектов – развитие творческой, самостоятельной  деятельности учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Задача, которая стоит перед современным преподавателем заключается в определении и формировании сущности данного опыта работы и его ведущей идеи. В ходе работы над проектами учащиеся ставят цель, определяют задачи, актуальность  и глобальность к заданной теме. Был представлен  проект  "География Олимпийских игр" учащимся 7 класса Поповым Д.

 

   С древних времен олимпийские игры были главным спортивным событием греческого народа и их ближайших соседей. В дни проведения олимпиад на всей территории Греции воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего. Современные Олимпийские игры также являются событием мировой важности,  большой социальной значимости. "CITIUS, ALTIUS, FORTIUS (БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ") – девиз олимпийских игр.

 

   Развитие физической культуры и спорта стало сегодня важным социальным фактором в жизни современной России. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных соревнованиях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи. Огромное значение в политическом, экономическом, международном аспектах имело проведение в России зимних Олимпийских игр 2014 г в Сочи. Наверное, каждый следил за проведением олимпийских игр, но задумывались ли мы о том, почему именно в том или ином городе проводятся эти игры, и где они проводились чаще. Многие учащиеся не владеют очень многой информацией о таком важном событии в стране, как олимпиада. Поэтому эта информация актуальна и интересна, чтобы её изучать. В 7 классе  изучается география материков и океанов, происходит знакомство со странами мира, населением, природой, изучаем хозяйственные особенности. Но на уроках мы не рассматриваем страны в том аспекте, что они были странами, где проходили зимние олимпийские игры.

   ЦЕЛЬ проекта: изучить критерии выбора места проведения Олимпиады, исследовать географическое положение и природно-климатические особенности мест проведения зимних Олимпийских игр, определить на каких континентах и в каких странах чаще всего проводились эти соревнования.

   За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Работая над проектом,  расширились   знания по истории и географии Олимпийских игр, открылось очень много нового и интересного по географическому положению и природно-климатическим особенностям мест проведения Олимпийских игр. Научился искать необходимую информацию из дополнительной литературы, пользоваться интернет-ресурсами для поиска материала для проекта,  работать с разными видами карт и анализировать информацию.

По завершению семинара проведена заключительная часть – рефлексия в двух вариантах – ответы на вопросы небольшой анкеты и заселение "дерева мудрости" совами.

 

 

 

Полностью согласен (на)

Скорее «да», чем «нет»

Не уверен (а)

1.  Вопросы, рассмотренные на семинаре, актуальны

81 %

19 %

 

2.  Есть возможность применения представленного опыт в своем ОУ

59 %

41 %

 

3.  Информация по представленному опыту интересна

51%

49%

 

4.  Я смогу передать информацию своим коллегам

67 %

33%

 

5.  Я буду использовать в своей работе полученные материалы

51%

49%

 

6.  Вопрос семинара стал мне более понятен

51%

45%

4%%

7. Материалы семинара помогли повысить мою профессиональную компетентность

48%

48%

4%

8.  Хочу знать больше по обсуждаемому вопросу

48%

46%

8%

9.  Организация проведения семинара полностью соответствует заявленным целям

70 %

30%

 

 

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что участники семинара отметили высокий уровень подготовки и проведения мероприятия, актуальность, насыщенность и доступность содержания, а также практическая значимость проведенного семинара. Высказано мнение, что данный семинар стал центром коллективной профессиональной мысли, своеобразной школой педагогического мастерства.

 

       
         
         

 

Программа семинара

 

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС в образовательной среде МАОУ "СОШ № 152 г. Челябинска"

 

Представление педагогического опыта по работе над коллективным проектом в 1-ом классе "Наш друг светофор"

 

Информационно-познавательный проект по истории "Если бы экскурсоводом был я" (достопримечательности города)

 

Проект по физической культуре "География Олимпийских игр"