Городской семинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках и во внеурочное время"
 

Официальный сайт

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 152 г. Челябинска"

 

       

 

Городской семинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках и во внеурочное время"

 

 

26 февраля 2020 г. в соответствии с планом работы МБУ ДПО ЦРО г. Челябинска  и планом работы МАОУ "СОШ № 152 г. Челябинска" состоялся городской семинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Пути формирования  метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС  на уроках и во внеурочное время". В работе семинара приняли участие 53 педагога из 24 образовательных учреждений. Семинар-практикум прошел на высоком организационном и содержательном уровне. Семинар имел практическую направленность и явился эффективной формой обобщения и распространения опыта работы педагогов.

 

Актуальность проблемы формирования метапредметных результатов состоит в том, что именно они являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

 

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы. Часто мы допускаем ошибку, считая, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал  действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают,  что этого уже достаточно для развития универсальных учебных действий и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Необходимо понимать, что ребенок овладел метапредметными умениями, если он не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил в той или иной ситуации.

 

Конечно, наши ученики еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способов действия – реальная педагогическая задача. Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях, так как, во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут осуществлять целостное обучение, во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. 

 

Кошкина Ирина Ивановна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Развитие УУД на уроках в начальных классах.

Формирование метапредметных результатов учебной деятельности – задача не из легких, так как требует довольно серьезной переорганизации предметного материала с целью увеличения эффективности работы детей. Преподавание русского языка, и в большей степени литературы, с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся, что в современных условиях непрерывного потока разноречивой и не всегда качественной информации кажется практически неосуществимой задачей. Одним из самых сложных оказалось соблюдение требований, предъявляемых к учителю метапредметного урока. 

На занятиях  словесности ребята должны постигать не только культурные образцы классической литературы, но и многие произведения современных авторов, так как разрыв, существующий между классическими и «модными» образцами слова, очень велик, и по возможности его следует сокращать.

Работа с творческими способностями учащихся делает использование метапредметных методов системным, а процесс обучения – более плодотворным.

 

 

Котнова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.

Проект "Творим, придумываем, пробуем!" как средство формирования метапредметных навыков при реализации ФГОС посредством внеурочной деятельности.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Формирование самоконтроля у  школьников является одной из приоритетных задач. Программа развития универсальных учебных действий для  образования действие самоконтроля выделено дважды: среди регулятивных и познавательных действий. Включение  самоконтроля в группу регулятивных универсальных учебных действий является традиционно принятым, в то же время включение его в систему познавательных действий предполагает его применение в процессе "открытия нового".

 

 

Шумакова Татьяна Валерьевна, учитель музыки,  высшей квалификационной категории, Ситникова Юлия Максимовна, педагог дополнительного образования.

Осуществление самоконтроля путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

При проектировании и проведении уроков и внеурочных занятий, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, в своей практике используются следующие педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, проектные методы обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, рефлексивные технологии. К каждому конкретному уроку учитель, ориентируясь на те или иные универсальные учебные действия, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии.

Каждый учебное занятие в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования метапредметных результатов. Можно ли для формирования метапредметных результатов использовать экскурсии? 

 

 

Файзрахманова Ольга Алексеевна, учитель географии высшей квалификационной категории.

Пути формирования метапредметных связей через внеурочную деятельность по краеведению "Достопримечательности Южного Урала".

Одним из направлений применения метапредметных умений в информатике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. На уроках  целесообразно проводить работу над созданием системы интеграции информатики с другими науками. В процессе интеграции  формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

Интеграция дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в межпредметном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.  Такие уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах такие уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

 

 

Троян Светлана Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории.

Формирование метапредметных результатов на уроках информатики.

Формирование  всех метапредметных умений происходит на всех этапах урока и внеурочного занятия.

Систематическая работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке или внеурочном занятии становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Следовательно, речь идет о развитии универсальных учебных действий учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в современных условиях. 

 

 

 

Памятка для учителей по формированию метапредметных результатов.

- Любые действия должны быть осмысленными.

- Развитие внутренней мотивации.

- Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятные ему.

- Чтобы чего - то добиться, цель должен знать каждый участник урока.

- Максимум творчества и сотворчества.

- В центре внимания урока – дети.

- Помогать ребенку учиться.

- Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу

 

 

   
     
     

 

Дата последнего обновления страницы 12.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»