Городской вебинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Организация проектной деятельности обучающихся средней школы как форма их самореализации в учебно-воспитательном процессе в рамках внедрения ФГОС"

 

 

 

3 марта 2021  г. в соответствии с планом работы МБУ ДПО ЦРО г. Челябинска  и планом работы МАОУ "СОШ № 152 г. Челябинска" состоялся городской вебинар педагогических работников общеобразовательных организаций города Челябинска по теме "Организация проектной деятельности обучающихся средней школы как форма их самореализации в учебно-воспитательном процессе в рамках внедрения ФГОС".

 

В работе вебинара приняли участие 59 педагога из  образовательных учреждений города Челябинска. Вебинар  прошел на высоком организационном и содержательном уровне. Вебинар имел практическую направленность и явился эффективной формой обобщения и распространения опыта работы педагогов.

 

Цель вебинара: показать систему работы школы по организации проектной деятельности в средней школе.

 

Запись вебинара 

 

 

Топунова Валентина Григорьевна, заместитель директора по учебной работе.

Создание управленческих условий по организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС СОО.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – важнейший элемент системы образования и документ, оказывающий влияние практически на все стороны образовательного процесса.

Во ФГОС сформулированы цели и задачи образовательной деятельности, определены условия ее осуществления, отражена обязательная содержательная основа образовательных программ, учебников, контрольных измерительных материалов.

 

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества личности, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы, работать индивидуально и в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

 

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения активных методов обучения, технологий, развивающих познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Главный результат образования сегодня – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

 

В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности,  планировать  свою  деятельность,  осуществлять  ее  контроль    и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

 

Организации проектной деятельности обучающихся уделяется первостепенное внимание со стороны администрации школы и педагогов.

 

ФГОС предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта предметного или метапредметного характера на уровне среднего общего образования.

 

Для эффективной организации проектной деятельности необходимо продумать алгоритм действий и администрации     школы и педагогического коллектива по реализации данного направления деятельности общеобразовательной организации.

 

В школе создана следующая локальная нормативная  база, которая регулирует организацию проектной деятельности.

 

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность     и       распределение    по     периодам   обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Школа реализует универсальный профиль обучения.

При этом обязательным разделом учебного плана является пункт "Индивидуальный проект", который в нашей школе   реализуется в рамках "Курсы по выбору" по 1 часу в 10, 11 классах в неделю.

 

Основные элементы системы подготовки к осуществлению проектной деятельности:

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся, их родителей и педагогов;

- последовательное включение в проектную деятельность системы внеурочной деятельности;

- системный подход к работе методических объединений школы по вопросам реализации проектной деятельности;

Для развития системы организационно-методического и ресурсного обеспечения  проектной деятельности обучающихся   отмечаются следующие условия:

- укомплектованность образовательной организации   работниками;

- уровень квалификации   работников;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников.

 

4 февраля 2021 года состоялась защита итоговых индивидуальных  проектов в 11-ых классах  в условиях введения ФГОС СОО.

Цель проведения   оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников 11 класса 2020/2021 учебного года  при освоении основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО.

 

В защите итогового индивидуального проекта приняли  участие 53 человека из 53 – 100 % обучающихся 11-х классов.  Показали повышенный уровень усвоения 93% обучающихся, достаточный уровень усвоения – 7%.

 

Индивидуальные проекты были представлены разного уровня.  Все  работы отвечали требованиям к составлению работ в полном объеме.    В работах были  представлены диаграммы и графики. Большинство работ имеет практический интерес, сопровождающиеся выводами, обобщениями. Учащиеся показывали знания сверх программы. Большинство выступающие представляли свои работы выразительным, логичным и связанным изложением. Многие обучающиеся выступали с иллюстрацией в виде презентации, были представлены даже модели. Были представлены такие продукты индивидуального проекта, как  буклет,   фотографии, словари, памятки,  памятки, чертеж и т.д.

 

 

Истомина Вера Юрьевна, заместитель директора по информатизации.

Организация проектной деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий

 

В выступлении раскрывается процесс организации проектной деятельности как реализации методологической основы ФГОС СОО.  В основе работы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

 

На примере нескольких мероприятий раскрыт процесс организации, проектирования и реализации проектов как межшкольных, в  рамках конкурса "Я выбираю", реализация проектной работы "Мир профессий" в курсе обществознания 10 класс, реализация модульной программы «Игра?Игра! Дидактическая игра» направленной на обучение, тренинг и создание дидактических игр на имеющихся  он-лайн платформах "Umapalata", "Learnis",  "Kahoot",  "Quiziuzz" и  др.

Главный смысл, научиться и использовать электронные игры в дистанционном образовании, организовать повторение.         

 

 

Ишмаметьева Екатерина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе.  

Создание благоприятных условий в целях реализации программы воспитания и социализации на уровне среднего общего образования.

 

В выступлении были охвачены следующие вопросы:

- Цели и задачи программы воспитания и социализации на уровне среднего общего образования

- Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся

       - ШУС "Зебра". Группа в контакте.

       - Творческий проект "Свой мир мы создаем сами"

       - Проект Zебра newsYouTube

- Внеурочная деятельность

       - Духовно нравственное направление – "Этика и психология семейной жизни"

       - Общеинтеллектуальное - "История в лицах"

       - Социальное направление – "Я выбираю профессию"

- Проект "Расправь свои крылья"

 

 

Френцель Екатерина Аликовна, учитель географии.

Использование методов проектов в предметной области "География" в 10 – 11 классах

 

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки. Это этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции.

 

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

 

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

 

Более актуальным становится использование новых технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации нового подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является использование методов проектов в предметной области "География" в 10 и 11 классах.

 

Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы.

 

Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

В процессе реализации проектной деятельности решаются определенные задачи, такие как:

Развитие познавательных способностей учащихся;

- Повышение мотивации к обучению;

- Совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

- Умение публичного выступать;

- Развитие критического мышления.

Проектная технология дает возможность:

- Реализовать деятельностный подход в обучении географии.

- Решить проблему сокращения часов на изучение географии.

- Формирования у учащихся информационной компетентности.

- Овладения школьниками методами географического прогнозирования.

 

Использование проектного метода на уроках географии позволяет повысить качество знаний обучающихся.

Проекты могут быть индивидуальные и групповые, краткосрочные долгосрочные.

 

При использовании метода проектов, часто возникают трудности с темой. Темы, которые вызовут интерес и желание, темы, которые будут актуальны в современное время и в какой-то степени востребованы обществом.

 

Предлагаются темы проектов, которые можно использовать при изучении географии в старших классах.

Изучение материала идет более успешно и увлекает, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Особое место в организации проектной деятельности занимает работа со старшеклассниками.

 

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы образования подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

 

Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении с использованием методов проектов, и как результат — это формирование всесторонне развитой личности школьника в образовательном процессе.

 

Глинина Оксана Викторовна, учитель информатики.

Из опыта работы классного руководителя по реализации проектной деятельности в 10-11 классах.

 

В докладе освещен вопрос сопровождения проектной деятельности обучающихся классным руководителем, рассмотрены способы взаимодействия и организации работы над индивидуальным проектом в рамках реализации ФГОС СОО.

 

 

Итак, подводя итоги, мы можем сделать вывод, что  сложившаяся система проектной деятельности в нашей школе  способствует повышению мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности школьников. Проектная деятельность помогает нам готовить выпускников, способных быть социально ответственными, конструктивно сотрудничать с другими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно добывать новые знания.